Дорога жизни полная любви: история чувственной румбы

Автор
dance.ru
4729
0
4729
16:00 от 25.01.2025
Автор: Анастасия Середа

Самый романтичный танец латиноамериканской программы – румба. Действительно ли этот танец о любви? Предлагаем погрузиться в историю кубинской, чувственной румбы и узнать то, о чем ранее вы не знали.

Румба – является третьим танцем латиноамериканской программы. Она исполняется под медленную музыку романтического характера. Среди всех бальных танцев румба выделяется наиболее глубоким эмоциональным содержанием: плавные, амплитудные движения партнеров в сочетании с чувственными акцентами и поддержками создают неповторимый эстетический эффект. Неслучайно ее именуют «танцем любви» – темперамент и экспрессия завораживают как самих танцоров-исполнителей, так и зрителей.

Предположительно, название танца «rumba» происходит от названия музыкальных групп «rumboso orquestra», исполняющих латиноамериканскую музыку с 1807 года. По другой версии, румба является производной от испанского слова «rumbo» – «направление», «курс», «путь». Многим современным танцорам импонирует вторая версия, метафорично сравнимая с дорогой жизни полной любви.

ИСТОРИЯ КУБИНСКОЙ РУМБЫ

Румба родилась на стыке африканских религиозных танцев сантерии (распространённая на Кубе синкретическая религия - прим. редакции) и танцев испанских завоевателей в бедных кварталах Кубы. Настоящая кубинская румба — это про праздник, радость и желание наслаждаться жизнью, на первый план которой выходят энергичные движения под бешеный ритм африканских барабанов.

Rumba Guaguanco Dance - Domingo Pau & Dayana Torres

В 60-е годы XIX века потоки афроамериканцев, освобожденных от рабства, хлынули с восточных окраин Кубы в крупные города: Гавану и Матансас. Они начали распространять свою культуру среди местного населения. На острове Свободы в рабочих кварталах среди выходцев из Европы и бывших рабов зародилась румба.

Все началось с народных танцев племен банту – именно они заселили Гавану и стали прародителями румбы. В их танцах прослеживаются ритуальные корни, но все же они носили более светский характер. По сути, танец представлял собой праздник, на котором люди радовались в танце: подпрыгивали, широко раскачивали бедрами и отбивали ритм барабанов ногами.

Отмена рабства на Кубе не означала для негров наступления спокойной жизни. Тяжелый труд никуда не исчез, как и дискриминация. Африканцам запрещалось занимать многие должности и даже играть на национальных инструментах — барабанах. Заставить народ, дух которого наполнен ритмами румбы, жить без музыки и танцев невозможно. Остроумные кубинцы придумали исполнять «румбу де бемба» на губах, извлекая звуки с помощью рта и губ и вгоняя представителей власти в замешательство. Таким стиль был в начале XX века.

В 50-х годах исполнение кубинской румбы можно было увидеть только в городских «соларесах» – жилые помещения, которые окружали внутренние дворики. Также рабочие собирались на факториях по переработке сахара и в местных кабаках, чтобы отдаться музыке и танцам и забыть о тяжелых буднях. На стыке испанской и африканской культур и произошло рождение румбы. От испанцев стиль унаследовал стихотворный размер и вокальную манеру исполнения песен, от африканцев — барабанное звучание и энергетику.

С 1952 года годов румба выходит из подполья благодаря первому румба-ансамблю «Conjunto Guaguancó Matancero». Сначала музыканты выступали в местных театрах, позже стали активно играть на различных телепередачах и радиоэфире. Через 2 года они выпустили первую пластинку с записью «Los Muñequitos», которая стала национальным хитом и до сих пор воспринимается как характерный стиль румбы, рожденный в провинции Матансас. С наступлением 1960-ых годов румба становится политизированным инструментов правительства Кубы. С этого времени министерство культуры создает организации, посвященные обучению танцу, принимает активное участие в развитии «народных» и профессиональных танцоров и продвигает стиль на различных мероприятиях. Политизация румбы — это попытка изменить общественные предубеждения и показать населению, что все расовые предрассудки по отношению к темнокожим кубинцам в прошлом.

РУМБА ЗА ПРЕДЕЛАМИ КУБЫ

Кубинская румба и румба за ее пределами – это два совершенно разных танца. В 1913 году танцоры Lew Quinn and Joan Sawyer первые попытались популяризировать румбу в США.


Lew Quinn and Joan Sawyer

За ними стали «привозить» кубинский стиль и другие поклонники румбы. Среди них был знаменитый американский продюсер бродвейских постановок Benito Collada. В 1925 году он открыл Клуб El Chico Greenwich, благодаря чему румбой стали интересоваться американцы. Стиль приобрел новую форму и название «американская румба»: под влиянием джаза хореография наполнилась более простыми фигурами и четким ритмом шагов.

В Европе румба появилась благодаря Pierre Lavelle – ведущему английскому преподавателю латиноамериканских танцев. В 1947 году он посетил Гавану, чтобы проникнуться историей танца и взять подлинные знания о танце. Как оказалось, румба на Кубе выполняется с акцентом на счет «два», а не на «раз», как в американской румбе. Эту технику с названиями основных фигур, полученных от Pepe Rivera из Гаваны, он стал преподавать в Англии. Pierre Lavelle представил европейцам истинную «кубинскую румбу», которая после долгих споров и попыток стандартизации была официально признана в 1955 году.


Pierre Lavelle

Интересный факт: румба стала последним танцем, который включили в программу бальных танцев СССР, так как властям этот танец казался провокационным.

СОВРЕМЕННАЯ РУМБА

Бальная румба, которая входит в латиноамериканскую программу, прошла долгий путь развития и внешне заметно отличается от аутентичного танца. Вариант румбы, схожий с современным вариантом, появился в США в 1930-ых годах в результате сочетания сельской румбы «Cumbia» (быстрый темп, энергичность и обязательное наличие танцора-солиста мужчины) с танцем кубинского среднего класса «Son» (медленный парный танец с вращениями) и «Danzon» (танец богатого кубинского общества с очень маленькими шагами).



В бальной румбе многие из фигур несут в себе отголоски стиля Гуагуанко, в котором основой является флирт между партнерами. В танце мужчина стремится дотронуться до своей партнерши платком, а та эффектно защищается, выполняя красивые движения бедрами. Если посмотреть на современную хореографию румбы и проанализировать ее, можно заметить движения, когда партнерша увлекает и дразнит партнера, чтобы потом отвергнуть. А мужчина в свою очередь показывает свое стремление понравиться женщине. В этой истории лежит конфликт двух начал: женщина завоевывает партнера своей красотой и харизмой, а мужчина хочет пленить партнершу, используя преимущества в физической силе.

Сейчас румба – это изящный и романтичный танец, который привлекает своей чувственностью и красотой. Скользящие шаги и плавные движения под мелодичную музыку погружают в историю двоих и ведут зрителя по их дороге любви. Акценты и экстремальные поддержки считываются как споры и ссоры «влюбленных» партнеров.

Румба – это душа латиноамериканской культуры и танец чувств. Страстная кубинский танец за несколько столетий изменил свой облик и покорил сердца многих танцоров. И нам остается лишь фантазировать на тему того, какие преобразования ждут румбу в будущем…

Больше интересного о танцах ищите в нашем Telegram-канале.
Комментарии
Написать


Написать
Отменить
Читайте также

Регистрация

на конкурсы

и фестивали

8.03.2025 - 9.03.2025
29.03.2025 - 29.03.2025

Все для танцев