Танцы и кино: специальный выпуск к Международному женскому дню

Автор
dance.ru
22052
0
22052
11:30 от 07.03.2023
Автор: Юлия Винар

В последнее время большой популярностью пользуются тренинги и марафоны по выявлению и освобождению «внутренней Богини» в каждой женщине. Мы предлагаем столетиями проверенный путь полюбить себя и ощутить себя самой прекрасной и удивительной женщиной — конечно, это танец. В доказательство этого к Международному женскому дню мы собрали подборку культовых танцевальных сцен из фильмов всех времен, в которых совершенно разные женщины, добиваясь желанного, демонстрируют свою силу, красоту и бесконечную энергию в танце.

Для начала хотелось бы вернуться к одной из наших первых статей, в которой мы подробно говорили о возникновении метафорической природы танца в кино, благодаря первой кинематографической «La femme fatale» Асте Нильсен в фильме Урбана Гада 1910 года «Бездна»

Механизм демонстрации природы и внутренней силы женщины, запущенный в этой картине, в 20-х годах прошлого века набирает обороты. В этом контексте невозможно не напомнить о футуристической антиутопии Фрица Ланга «Метрополис», ставшей высшей точкой развития немецкого киноэкспрессионизма и по праву считающейся одной из величайших немых кинолент в истории. Одной из самых революционных сцен этого эпоса стала сцена, в которой робот Мария исполняет скандальный полуобнаженный танец (имеющий много общего с современным направлением «трайбл»), чтобы воспламенить желания «могучих мужчин» Метрополиса. Тем самым, она разрушает образ нравственной чистоты настоящей Марии, которая боролась за разоблачение социальной структуры неравенства.


Голливудские фильмы в 40-х годах XX века обретают очертания «чёрного» кино или, как позже этот жанр назовут во Франции — фильм-нуар, для которого обязательными чертами являются атмосфера пессимизма и безнадежности. Создатели жанра нуар предлагали скорее визуальное, нежели идейное развитие конфликтов, поэтому использование танца, в качестве художественного приёма приобретает в таких фильмах новый смысл. На этой идее остановимся подробнее на примере фильма «Гильда» (режиссер Чарльз Видор, США, 1946 год).
Гильда (Рита Хейворт) — роковая женщина, оказывается в ловушке собственного честолюбия и становится жертвой ситуации. Являясь объектом любви сильного мужчины, которого сама никогда не любила, она пытается приспособиться к капиталистической форме социальной организации. Вынужденный экзистенциальный выбор между двумя мужчинами, которые представляют собой противоположности власти и богатства, любви и заботы, не приносит ей счастья. Романтическая любовь — единственное, что действительно имеет значение для женщины. Сбежав из страны, Гильда исполняет популярную композицию «Amade mio» в кабаре в Монтевидео и превосходно танцует соло с элементами танго, как символ движения к внутренней свободе.


Позже, вернувшись в Аргентину в кульминационный момент, провоцирует бывшего супруга, во время исполнения номера «Put the Blame on Mame». Героиня опять использует элементы танго и во время танца снимает свою перчатку, демонстрируя столь вызывающим жестом мужскому миру свое бесстрашие и независимость, раскованность, уверенность и свободный нрав. Гильда предстает настоящей Богиней Эроса, приручая экзотику танца и входя в избыточный резонанс с внешним маскулинным миром. Героиня пробуждается именно в танце.


В контексте запоминающихся танцевальных сцен, исполненных женщинами в кино, невозможно не упомянуть маэстро Федерико Феллини и его шедевр «8 ½» (1963 год). Фраза: «Saraghina, la rumba!» — стала нарицательной, породив множество «мемов», задолго до появления самого понятия в массовой культуре. Исполнительница роли Сарагины — Эддра Гейл, в своем танце олицетворяет чувственные и радостные удовольствия юности. Являясь символом всего «неправильного», в своих движениях Сарагина становится проводником в познании женской телесности для мальчиков-католиков, именно поэтому священники и пытаются помешать ей танцевать. Сделать эту сцену столь весело, но вместе с тем возвышенно и эротично мог, пожалуй, только Феллини в сопровождении гениальной музыки несравненного Нино Роты.


Известный испанский режиссер Карлос Саура посвятил часть своей внушительной фильмографии танцу и фольклору. Одним из таких фильмов становится интерпретация известной оперы Жоржа Бизе по одноименной новелле Проспера Мериме «Кармен» (1983 год). Художник отходит от классического прочтения, но соблюдает идею переменчивости любви и страстную атмосферу. Саура использует «вторичную театрализацию» — главный герой Антонио (прототип известного испанского хореографа и мастера фламенко Антонио Гадеса) ставит оригинальную танцевально-музыкальную адаптацию «Кармен» с современной хореографией в стиле фламенко. В поисках солистки, постановщик на одной из репетиций замечает девушку с именем Кармен — её «волчий взгляд», молодость и чувственность не дают Антонио покоя, между ними вспыхивает страсть. Но, как и её прообраз, Кармен совсем не проста. Девушка усердно трудится под присмотром на тренировках над своей ролью и танцевальными па, однако, в обычной жизни она привыкла жить по своим правилам. Она привлекает мужчин и сводит их с ума – «кошка, которая гуляет сама по себе» становится желанным объектом не только для Антонио. Кармен, смешивая реальность и сюжет, стирает границы между понятиями искусства и жизни, переплетая их в одну историю скрытной, эгоцентричной, своенравной женщины. Танцующей женщины.


80-е годы прошлого столетия подарили миру множество мелодрам с эротическим уклоном. Одной из самых известных в этом амплуа становится красивая и печальная история о безумной страсти, которой, увы, не дано переродиться в любовь ¬¬— картина Эдриана Лайна «9 ½ недель». Пикантности ленте добавила безупречная сцена стриптиза в исполнении Ким Бэсингер. Доселе зажатая, в мешковатой одежде и со смятенным взглядом молодая женщина, в танце открывает чувственную и неудержимую энергию в сопровождении композиции Джо Кокера «You can leave your hat on». Она знает, что конец их отношений близок и неминуем, но наслаждается ощущением себя в этой жгучей страсти до конца.


Балет — искусство, хрупкое и изящное, созданное теми и для тех, кто хочет думать и чувствовать, давно обросшее легендами о дисциплине и жесткости принятых в нем порядков. Даррен Аронофски в своей психологической драме «Черный лебедь» 2010 года в утонченной огранке балетного искусства выводит историю дуализма тьмы и света в человеке. Важными вторичными темами выходят соперничество, взросление, извечный вопрос «отцов и детей», но все же первичной линией является внутренний конфликт личности и ее самоидентификация. Превращение белого лебедя в черного режиссер демонстрирует через сознательный бунт главной героини Нины (Натали Портман) и атаки ее неокрепшего подсознания. За счет чего, по аналогии Кармен у Сауры, стирает границы между реальностью и фантазиями Нины. Метаморфозы сознания главной героини одновременно пленяют и пугают. Виртуозно исполненная роль принесла Натали Портман Оскар, а ее танец Одиллии в контексте теории раздвоения личности вошел в историю кинематографа, как один из самых завораживающих.


В современном кинематографе танцы занимают такое же важное место, как и ранее. Недавно мы говорили о взорвавшем интернет танце Уэнсдэй из одноименного сериала. Но сегодня остановимся на нашумевшей фарсовой драме Дэмьена Шазелла 2022 года «Вавилон» и танце героини Нелли Ларой (Марго Робби). Фильм повествует о «Золотом веке Голливуда», со всеми его безумствами, дикостью и хаосом, и, несмотря на всю провокационность, является ничем другим, как признанием художника в любви к кино, его магии и даже бесчинствам процессов и внутреннему уродству людей. В одной из первых сцен появляется героиня Марго Робби в ярко-красном откровенном платье, напористая старлетка, уверенная в своем звездном будущем. Собирательный архетипический образ в сумме с авторскими отсылками не оставляет сомнений, что ее звезда действительно будет гореть ярко, но не слишком долго. Однако, в этот вечер сумасбродная «золушка», в предчувствии приближающейся славы, безудержно отрывается под неистовый джаз на голливудской фрик-пати, ее движения максимально провокационны и временами вульгарны. Девушка не задумывается о другой стороне красивого мира, в который она маниакально стремится попасть. Той стороне фабрики грез, которая безжалостно, как мясорубка, перерабатывает амбициозные порывы, вместе с их владельцами в обмен на «минуту славы». Но, похоже, что для Нелли Ларой такая цена приемлема.


Комментарии
Написать


Написать
Отменить
Читайте также

Регистрация

на конкурсы

и фестивали

30.03.2024 - 30.03.2024
6.04.2024 - 7.04.2024
18.05.2024 - 18.05.2024

Все для танцев