XIII фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva

Автор
dance.ru
4379
0
4379
21:00 от 14.04.2025
Автор: Дарья Шелехова

24 марта в Московском драматическом театре имени М.Н. Ермоловой состоялись первые показы одноактовых спектаклей в рамках тринадцатого фестиваля современной хореографии Context. Основательницей и художественным руководителем фестиваля является прима-балерина Диана Вишнёва. Гости фестиваля смогли увидеть две абсолютно разные постановки. Расскажем о каждой подробнее.

«И если отдам я все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, то нет в этом никакой пользы»


Йорт. Фотографии предоставлены пресс-службой фестиваля

В первом акте состоялся показ спектакля «Икона». Хореографом этой работы выступила Римма Пипоян, вдохновляясь картиной Андрея Тарковского «Андрей Рублев». Фильм посвящен жизнь известного живописца, который переживает творческий упадок и не может писать новые работы. Русь начала XV века – время междоусобных войн, набегов и голода. В это непростое время главный герой старается найти в себе силы вновь создавать шедевры.

Все эти события нашли отражение в постановке Риммы Пипоян. Главные герои балета пытаются найти путь к совершенству сквозь трудности и страдания. Сценография спектакля отличается минимализмом, создавая эффект полного погружения без отвлечения на визуальный шум. Игра холодного и теплого света подчеркивает метание героев между грехом и добродетелью, страстями и успокоением. Поражают физические способности танцовщиков. В каждом движении зритель может увидеть интересные необычные формы. В этом и заключается вся прелесть современной хореографии. Отдельное внимание заслуживает музыкальное сопровождение. Композитор Сергей Умроян использовал в музыкальной партитуре балета записи Московского синодального хора, вокального ансамбля ARIELLE, а так же хоров Подворья Александра Свирского монастыря и Московского Сретенского монастыря. Уникальное сочетание церковного хора и современных ритмов оказывает магическое влияние на зрителя. Симбиоз такой музыки и хореографии создает поистине гипнотическое действие, происходит полное погружение в сценическое действие.


Икона. Фотографии предоставлены пресс-службой фестиваля

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими а любви не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий»: эти слова были выбраны для описания спектакля «Икона», взятые из первого Послания апостола Павла к христианам Коринфа в Новом Завете. И они идеально подходят к описанию действия. Какими бы сложными и извилистыми не были пути к счастью и умиротворению, человеку подвластно абсолютно все, если в сердце его есть место спокойствию и любви. «Икона» подчеркивает этот момент, благодаря интересной хореографии и уникальной музыке.

Второй акт был посвящен спектаклю с необычным названием «Йорт». В аннотации, предлагаемой зрителям перед началом спектакля, дается расшифровка этого таинственного слова: «Слово "йорт" - в переводе с татарского "дом" - происходит от пратюркского корня jurt, наиболее общим значением которого является "народ", "родовая земля"». Музыкальное сопровождение для спектакля создал композитор Сугдэр Лудуп, используя аутентичные музыкальные инструменты в сочетании с современным звучанием. Благодаря музыке все действие можно разделить не несколько отдельных сцен, каждая из которых олицетворяет времена года – события, на которые мы не в силах повлиять, остается только подчиниться. Дополняет сценографию игра теплого и холодного света, которая периодически разбавляется красными и синими оттенками, усиливая впечатления.


Йорт. Фотографии предоставлены пресс-службой фестиваля

За основу спектакля хореограф Марсель Нуриев взял понятие «тенсегрити» - взаимосвязь всех частей целого, где каждая несет ответственность за общий результат. В аннотации есть подробное объяснение этого понятия: «В точках пересечения элементов тенсегриди происходит столкновение и уравновешение разнонаправленных сил – тех, что работают на сжатие системы и тех, что работают на натяжение». В рамках этого понятия создатели спектакля рассматривают особенности человеческого тела, ведь в нем все построено на том же принципе «баланса сжатия и растяжения».

Сцена наполняется светом, и мы видим танцовщиков, существующих отдельно друг от друга. Постепенно они объединяются в ходе пластического действия, создавая единый организм в движении. Если одна из частей этого «организма» выпадает из общего ритма, меняется вся модель элементов их взаимодействие. Благодаря реквизиту, твердым стержням, танцовщики передают главную мысль: как все явления в мире взаимодействуют, меняются, находятся в бесконечном поиске баланса.

Оба спектакля являются прекрасным примером качественной работы в рамках современной хореографии. Одна из особенностей постановок в этом жанре танца – минимализм, отсутствие лишних деталей и полная концентрация на пластическом действии. Отдельная благодарность художникам по костюмам, Ирине Шапошниковой («Икона») и Юлии Лебедевой («Йорт»). Цветовая гамма образов колеблется от теплого бежевого оттенка до светло-серого цвета. В первом спектакле костюмы идентичны и у парней, и у девушек. Этот принцип позволяет стереть грань между различием полов, показывая в первую очередь человека как личность.

При просмотре «Йорт» мы видим одинаковые по цвету, но различные по фактуре костюмы (что так же позволяет уловить суть понятия «тенсегриди»: энергии разные, но работают вместе). И «Икона», и «Йорт» однозначно оставят след в памяти каждого зрителя. Они разные, но объединяет их одна мысль: обе работы посвящены людям, их поискам, страданиям, их страстям и желанием обрести покой, быть в гармонии, быть в балансе друг с другом и в мире.

Последнее время современная хореография стремительно набирает популярность в России. Это искусство танца все больше находит отклик в сердцах зрителей, которые раньше отдавали большее предпочтение классическому балету или театральным постановкам в жанре комедия. Современная хореография многогранна, не перегружена реквизитом или сценографией. Постановки в этом стиле направлены на раскрытие души, моральных качеств человека. Если после просмотра таких работ вы не можете сразу сказать о своем мнении от увиденного спектакля, это нормально.

Современная хореография толкает на размышления, заставляет задуматься на заданную тему, и в итоге мысли приводят вас к своему собственному выводу. Огромная благодарность Диане Вишневой – идейному вдохновителю и создателю Фестиваля современной хореографии Context. Открывая новые имена, презентуя уникальные работы, фестиваль активно продвигает современный танец в России. Сначала это была площадка для молодых хореографов, лаборатория для создания уникальных проектов, но теперь это масштабное мероприятие в мире танца, которое вот уже больше десяти лет привлекает не только молодых хореографов, но и зрителей со всех уголков страны. Благодаря трепетной работе Дианы Вишнёвой и ее проекту современный танец обретает известность, становится одним из любимых жанров для многих жителей нашей страны.

Больше интересного о танцах ищите в нашем Telegram-канале. 

Комментарии
Написать


Написать
Отменить
Читайте также

Регистрация

на конкурсы

и фестивали

14.06.2025 - 14.06.2025
28.06.2025 - 29.06.2025

Все для танцев